Рабочая-программа-воспитания МКДОУ дс14

2

Содержание
Пояснительная записка
I Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания
1.1 Цель Программы воспитания
1.2 Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
1.2.1 Уклад образовательной организации
1.2.2 Воспитывающая среда ДОО
1.2.3 Общности (сообщества) ДОО
1.2.4 Социокультурный контекст
1.2.5 Деятельности и культурные практики в ДОО
1.3 Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
1.3.1 Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет)
1.3.2 Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8
лет)
II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
2.1.2. Социальное направление воспитания
2.1.3. Познавательное направление воспитания
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
2.1.5. Трудовое направление воспитания
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания
Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО
3.3. Организация предметно-пространственной среды
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
Основные понятия, используемые в Программе
Приложение 1

3
5
5
6
6
6
8
9
9
9
10
11
12
13
14
14
15
16
17
17
18
19
19
20
20
20
22
25
27

3

.Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих
образовательные
программы
дошкольного
образования
(далее – Программа воспитания), предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей
программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
«О
внесении
изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Работа по воспитанию, формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных
образовательных организациях (далее – ДОО) предполагает преемственность по отношению
к достижению воспитательных целей начального общего образования (далее – НОО), к реализации
Примерной программы воспитания, одобренной федеральным учебно-методическим
объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещенной на
портале https://fgosreestr.ru.
ДОО
руководствуется
определением
понятия
«образовательная
программа»,
предложенным в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): «образовательная программа – комплекс
основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты)
и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана,
календарного учебного графика, рабочих программ, курсов, дисциплин (модулей), иных
компонентов,
оценочных
и
методических
материалов,
а
также
в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы
воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации».
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы
дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания
включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них
предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде» 1.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление
о человеке.

1

п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4

В
основе
процесса
воспитания
детей
в
ДОО
лежат
конституционные
и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры рассматриваются как возрастные характеристики возможных
достижений
ребенка,
которые
коррелируют
с
портретом
выпускника
ДОО
и с базовыми духовно-нравственными ценностями.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных
отношений (далее – ОО) со всеми субъектами образовательных отношений. Только при подобном
подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть способности и таланты детей,
подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Реализация Программы воспитания основана на взаимодействии с разными субъектами
образовательных отношений.
ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной
программы, региональной и муниципальной специфики реализации Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, того, что воспитательные задачи,
согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках образовательных областей – социальнокоммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития,
физического развития.

.Реализация
организациями.

Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими

5

.Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Программы воспитания
.1.1 Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий
для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1. формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2. овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3. приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с
базовыми
национальными
ценностями,
нормами
и
правилами,
принятыми
в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 – 3 года, 3 года – 8
лет)
на
основе
планируемых
результатов
достижения
цели
воспитания
и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими
нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным
направлениям воспитательной работы.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический
и
практичные
подходы.
Концепция
Программы
основывается
на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности
ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение)
развития ребёнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и опирается на следующие принципы:
 принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма,
ответственности,
правовой
культуры,
бережного
отношения
к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
 принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
 принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;
 принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему

6

диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
 принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности
от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
 принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
 принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все
дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности
и социокультурный контекст.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО.
Уклад способствует формированию ценностей воспитания, которые разделяются всеми
участниками образовательных отношений (воспитанниками, родителями, педагогами и другими
сотрудниками ДОО).

1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая
среда
определяется
целью
и
задачами
воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

1.2.3. Общности (сообщества) ДОО
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами
участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
 быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;

7

 мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
 поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
 заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
 содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам,
побуждать
детей
сопереживать,
беспокоиться,
проявлять
внимание
к заболевшему товарищу;
 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.);
 учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
 воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых
членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития
и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий
по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его
оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как
к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников
общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят
взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения,
под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться,
заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам,
что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или
ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух

8

доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими,
так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания
и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы
и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
 педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
 улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
 педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
 педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
 тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
 уважительное отношение к личности воспитанника;
 умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
 умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
 уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
 умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
 умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
 умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
 знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
 соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет
и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение
человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной
основе Программы воспитания.

9

Социокультурный
контекст
воспитания
является
вариативной
составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные
особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства
образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать
следующие основные виды деятельности и культурные практики:
 предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
 культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
 свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном
развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей раннего возраста (до 3 лет)
Портрет ребенка младенческого и раннего возраста (к 3-м годам)
Направление
Ценности
Показатели
воспитания
Родина, природа Проявляющий привязанность, любовь к семье, близким,
Патриотическое

10

Социальное

Человек, семья,
дружба,
сотрудничество

Познавательное

Знание

Физическое
и оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и
красота

окружающему миру
Способный понять и принять, что такое «хорошо»
и «плохо».
Проявляющий интерес к другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Доброжелательный, проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий
чувство
удовольствия
в случае
одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения
со стороны взрослых.
Способный к самостоятельным (свободным) активным
действиям в общении. Способный общаться с другими
людьми с помощью вербальных и невербальных средств
общения.
Проявляющий интерес к окружающему миру
и активность в поведении и деятельности.
Выполняющий действия по самообслуживанию: моет
руки,
самостоятельно
ест,
ложится
спать
и т. д.
Стремящийся быть опрятным.
Проявляющий интерес к физической активности.
Соблюдающий элементарные правила безопасности
в быту, в ОО, на природе.
Поддерживающий
элементарный
порядок
в окружающей обстановке.
Стремящийся
помогать
взрослому
в доступных
действиях.
Стремящийся
к
самостоятельности
в самообслуживании, в быту, в игре, в продуктивных
видах деятельности.
Эмоционально отзывчивый к красоте.
Проявляющий интерес и желание заниматься
продуктивными видами деятельности.

1.3.2. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (до 8 лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 8-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Ценности
Родина,
природа

Показатели

Любящий свою малую родину и имеющий представление
о своей стране, испытывающий чувство привязанности
к родному дому, семье, близким людям.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,

11

Познавательное

Физическое и
оздоровительное

Трудовое

Этико-эстетическое

дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества,
сотрудничество правдивый, искренний, способный к сочувствию
и заботе, к нравственному поступку, проявляющий
задатки чувства долга: ответственность за свои действия
и поведение; принимающий и уважающий различия
между людьми.
Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать
и слышать собеседника, способный взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов
и дел.
Знания
Любознательный, наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом,
проявляющий
активность,
самостоятельность,
инициативу
в
познавательной,
игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности
и в самообслуживании, обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей российского
общества.
Здоровье
Владеющий
основными
навыками
личной
и общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме
(в том числе в цифровой среде), природе.
Труд
Понимающий ценность труда в семье и в обществе
на основе уважения к людям труда, результатам
их
деятельности,
проявляющий
трудолюбие
при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Культура и
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное
красота
в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся
к отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности,
обладающий
зачатками
художественно-эстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого
является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества:
 социально-коммуникативное развитие;
 познавательное развитие;

12

 речевое развитие;
 художественно-эстетическое развитие;
 физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой
деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком
базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются
региональный и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей
стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему
народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни
и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
 когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
 эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением
к своему народу, народу России в целом;
 регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и
будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1. формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;
2. воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3. воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4. воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;

13

 организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения
к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания
Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно
без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная
социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом
является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление
к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу
взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия,
создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1. Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской
литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности
(на материале истории России и родного края, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков
самих
детей
в группе в различных ситуациях.
2. Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила.
3. Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
 воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
 учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
 учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
 организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
 создавать доброжелательный психологический климат в группе.

14

2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,
в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
1. развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2. формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3. приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
 совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
 организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной
и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
 организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа
жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение
бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
 обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
 закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
 укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
 формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
 организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
 воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
 организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;

15

 создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
 введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.
В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью,
ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
 формировать
у ребенка
представления
о
ценности
здоровья,
красоте
и чистоте тела;
 формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
 включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись
в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать
участие
в
труде,
и
те
несложные
обязанности,
которые
он
выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает
на
детей
определенное
воспитательное
воздействие
и
подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1. Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием
материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых
и труда самих детей.
2. Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3. Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких направлениях воспитательной работы:
 показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать
его возможности для нравственного воспитания дошкольников;

16

 воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
с трудолюбием;
 предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали
ответственность за свои действия;
 собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
 связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.
2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения,
с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1. формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2. воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
на внутренний мир человека;
3. развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4. воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
и других народов;
5. развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
6. формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
 воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
 воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
 воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться
к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,
после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести
в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие

17

эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей
внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
 выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения
и творчества;
 уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
их произведений в жизнь ДОО;
 организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
 формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
 реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
При планировании и реализации воспитательной деятельности в ДОО учитываются
региональные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие
особенности. Учитываются ключевые элементы уклада ОО:
1.Еженедельно проводится круг.
2.Дни открытых дверей для родителей.
3. Встречи с людьми разных профессий – Гость группы
4. Проведение традиционных праздников: 8-марта, 23 Февраля, День города, День матери, Новый
год, дни рождения детей; народных праздников: Новруз-байрам, масленица.
5. Театральные встречи.
6. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
в процессе реализации Программы воспитания
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной
ситуации развития ребенка работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста должна строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ОО.
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляет основу уклада ОО, в котором строится воспитательная работа.
Виды
и
формы
деятельности
сотрудничества
педагогов
и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы описаны в ООП.

18

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания ОО реализуется через формирование социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами
и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной
деятельности. Уклад ОО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания
с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства
обучения.
2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достиже
нию целевых ориентиров Программы воспитания.
3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4. Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических, национальных и
пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) прописаны в
пунктах 3.1-3.5 организационного раздела ООП ДО.
Уклад задает и удерживает ценности воспитания – как инвариантные, так и свои
собственные, – для всех участников образовательных отношений: руководителей ДОО,
воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных
представителей), субъектов социокультурного окружения ДОО.
Уклад определяется общественным договором, устанавливает правила жизни и отношений
в ДОО, нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер
воспитательных процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами
и родителями, детьми друг с другом. Уклад включает в себя сетевое информационное
пространство и нормы общения участников образовательных отношений в социальных сетях.
Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного,
недельного, месячного, годового цикла жизни ДОО и отображён в ООП ДО.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда
раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда –
это содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности,
степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда строится по трем линиям:
 «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую
воспитанию необходимых качеств;
 «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;

19

 «от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт деятельности,
в особенности – игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ДОО
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной
ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен
быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий
детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент,
традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые
проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются
в соответствии с календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
Проектирование событий в ДОО организовывается в следующих формах:
 разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные
игры и др.);
 проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России и родного края;
 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это помогает каждому
педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с
группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) отражает федеральную, региональную
специфику, а также специфику ОО и включает:
 оформление помещений;
 оборудование;
 игрушки.
ППС
отражает
ценности,
на
которых
строится
программа
воспитания,
способствует их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.

20

Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится организация.
Среда экологичная, природосообразная и безопасная.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования,
освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания,
формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности
труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, представителей
профессий
и
пр.)
Результаты
труда
ребенка
отражены
и
сохранены
в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации
гармонична и эстетически привлекательна.
При выборе материалов и игрушек для ППС педагоги ориентируются на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
соответствуют возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
ОО укомплектована квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими,
учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками, согласно Единому
квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
В связи с внедрением рабочей программы воспитания в ДОО внесены изменения в
должностные инструкции педагогических работников и в локальные нормативные акты.

.3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять
любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических,
социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить
ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны
разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.

21

На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей
с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда
обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности
и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается
опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая
общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел
с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт,
развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна
обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе
детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных образовательных
организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:
1. полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2. построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4. формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
5. активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации
являются:
1. формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности;
2. формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
3. обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями
в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
4. обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими
в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5. расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений
об окружающем мире;
6. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;

22

7. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
8. объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.7. Примерный календарный план воспитательной работы
На основе рабочей программы воспитания в ДОО составлен примерный календарный план
воспитательной работы.
Примерный план воспитательной работы строится на основе базовых ценностей
по следующим этапам:
 погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр,
экскурсии и пр.);
 разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
 организация события, которое формирует ценности.
Данная последовательность является циклом, который при необходимости может
повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное
количество раз.
Данный цикл является примерным. На практике цикл может начинаться с яркого события,
после которого будет развертываться погружение и приобщение к культурному содержанию
на основе ценности.
События, формы и методы работы по решению воспитательных задач могут быть
интегративными.
Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла.
В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действия взрослых, а также задачи и
виды деятельности детей в каждой из форм работы.
В течение всего года воспитатель осуществляет педагогическую диагностику
(мониторинг) на основе наблюдения за поведением детей. В фокусе педагогической диагностики
(мониторинга) находится понимание ребенком смысла конкретной ценности и ее проявление в его
поведении.
Примерный календарный план воспитательной работы разделён на модули.
.
.
Модуль «Трудовое воспитание и ранняя профориентация»
Трудовое воспитание и сопровождение в профессиональном самоопределении
воспитанников реализуется посредством:
- воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться,
добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой
деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
- развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя
необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл ипоследствия своих действий;
- содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой

23

деятельности для осмысленного выбора профессии.
Виды совместной деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная,
двигательная, трудовая, художественно-эстетическая.
.
.
Модуль «Патриотическое воспитание»
Гражданское воспитание включает:
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в
принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной
солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности,
позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и
культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и
других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию
российской гражданскойидентичности;
- формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
повышение качества проведения образовательной деятельности, обеспечивающего
ориентацию обучающихся в современных общественно- политических процессах, происходящих
в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним
на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб,
флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе
литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

-

24

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим
и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и
литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
- развитие музейной и театральной педагогики;
- поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры,
проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских
культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных,
учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое
и общекультурное развитие детей;
повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к
сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием
информационных технологий;
- создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и
народного творчества.
.
.
Модуль «Конкурсное движение»
Для каждого учреждения важным фактором является участие в конкурсном движении.
Конкурсы могут быть организованны для педагогов ДОУ, для детей, родителей, а также
совместные конкурсы для родителей и детей. Это могут быть конкурсы – выставки поделок,
рисунков, фотоконкурсы, различных направлений и тематик.
Так же конкурсы могут быть как очными, так и заочными.
Цель деятельности педагога: создание условий для развития творческих способностей детей
дошкольного возраста.
Через конкурсное движение в детском саду, через весь комплекс мероприятий, проводимых
в рамках конкурсов, педагогический коллектив решает для себя важную задачу по воспитанию
родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду. Мы стараемся подобрать
виды и темы конкурсов так, чтобы каждый родитель мог найти здесь интерес для себя и своего
ребенка.
Направления деятельности воспитателя по реализации задач воспитания:
-установление партнерских взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками;
-поддержка детской инициативы и самостоятельности;
-добровольное участие детей в конкурсах;
-поиск новых увлечений и раскрытие способностей.
Формы организации конкурсного движения для решения воспитательныхзадач: конкурсы
детского творчества, смотры-конкурсы, фестивали, разработка и защита проектов, соревнования.

-

25

Модуль «Основы здорового образа жизни»
Физическое
воспитание
и формирование
культуры
здоровья
включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения ксвоему здоровью
и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому
образу жизни, занятиям физической культурой испортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий
для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и
оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения
эффективности ееиспользования;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся
в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных
занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и
склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального
поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к
участию в них детей.
.

Основные понятия, используемые в Программе

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса
и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои
программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции.
Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события
являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе
цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации,
определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды
для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые
ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная

26

характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности
(детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов
и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение
человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального
поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка
к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности,
как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях
и их последствиях.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность
и
социокультурный
контекст.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(7239)3-10-28

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».