Пояснительная записка Учебный план МКДОУ д/с №14 «Радуга» на 2021-2022 учебный год разработан в соответствии с: Федеральным законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 3-е издание, исправленное и дополненное; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014г. №08-249 Учебный план МКДОУ д/с №14 «Радуга» на 2021-2022 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведении организованной образовательной деятельности. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. Детский сад работает в режиме пятидневной рабочей недели. На 2021-2022 г. в МКДОУ д/с № 14 «Радуга» функционирует 14 общеобразовательных групп, укомплектованных в соответствии с возрастными нормами: - Вторая младшая группа (гр.№1,2,6) - (3-4 лет) - Средняя группа (гр. №3,5,9,10) - (4-5 лет) - Старшая группа (гр. №8,4,14) - (5-6 лет) - Подготовительная к школе группа (гр.№7, 11,12, 13) - (6-7 лет) Коллектив дошкольного образовательного учреждения работает по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, Региональной образовательной программы дошкольного образования республики Дагестан под редакцией Г.И. Магомедова (авторы М.И. Шурпаева, М.М. Байрамбеков, У.А. Исмаилова, А.В. Гришина и др.), с использованием парциальных программ «Математические ступени» Е.В. Колесниковой, «От звука к букве» Е.В. Колесниковой. В структуре учебного плана выделяются инвариантная (базовая) и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования (составляет не менее 60% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной образовательной программы дошкольного образования). В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана, определено время, отведенное на реализацию образовательных областей. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие» распределено и реализуется как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражено в разделах Учебного плана и календарном планировании. При составлении учебного плана учитывались следующие принципы: Принцип научной обоснованности и практической применимости; Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности; Принцип обеспечения единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников; Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; Построение организовано-образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы. Количество и продолжительность организованной образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПин 2.4.3648-20). Продолжительность организованной образовательной деятельности: Для детей от 2- до 3 лет – не более 10 минут. Для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут Для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут Для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут Для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: В младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно В старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на организованную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий с 2- до 3 лет (подгруппами), с 3 до 7 лет (фронтальные). В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Организация жизнедеятельности МКДОУ предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (ООД, развлечения) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Режим дня и сетка занятий соответствуют виду и направлению МКДОУ. Парциальные программы являются дополнением к Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и составляют не более 40 % от общей учебной нагрузки. Вариантная часть учебного плана (часть, формируемая участниками образовательного процесса ДОУ), обеспечивает вариативность образования, отражает приоритетное направление деятельности МКДОУ д/с №14 «Радуга» и расширение области образовательных услуг для воспитанников. В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др. Перечень технологий и методических пособий Программно-методическое обеспечение. ОО «Социально-коммуникативное развитие» «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» для детей 3-7 лет / Т.Ф.Саулина / изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014 «Три сигнала светофора» ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения для детей 3-7 лет / Т.Ф.Саулина / изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2009 «Безопасность на дороге» плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ / И.Ю. Бордачева / МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 «Дорожный знаки» наглядно – дидактическое пособие / И.Ю.Бордачева / МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2014 «Безопасность на улицах и дорогах» для детей старшего дошкольного возраста / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Формирование основ безопасности у дошкольников» / К.Ю.Белая / МОЗАИКАСИНТЕЗ/2017 «Правила дорожного движения» Н.А.Извекова Ознакомление дошкольников с социальным миром. / О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, А.Ю. Кабушко. - М.: ТЦ «Сфера» 2012 Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. / И.Ф.Мулько. М.: ТЦ «Сфера» 2004 «Этические беседы с дошкольниками 4-7 лет» / В.И.Петрова, Т.Д.Стульник/ МОЗАИКАСИНТЕЗ/ 2016 Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. / Л.В.Куцакова- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 «Игровая деятельность в детском саду» для занятий с детьми 2-7 лет/ Н.Ф.Губанова / МОЗАИКА-СИНТЕЗ / 2016 Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. / Н.Ф.Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. / Н.Ф.Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 Перечень программ, технологий и методических пособий ОО «Познавательное развитие» «Математические ступеньки» / Е.В.Колесникова - М.: ТЦ «Сфера» 2012 Я начинаю считать. Математика для детей 3-4 лет / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2012 Математика для детей 3-4 лет. Методическое пособие к рабочей тетради / Е.В.Колесникова. – ТЦ «Сфера» 2008 Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2014 Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2008 Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2014 Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2008 Я считаю до двадцати. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2014 Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2008 Знакомим малыша с окружающим миром. / Л.Н.Павлова – М.: «Просвещение»1987 Ознакомление с предметным и социальным окружением (все группы) изд. МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2017 Формирование элементарных математических представлений / 2-3 года/ И.А.Помораева, В.А. Позина / МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2016 Формирование элементарных математических представлений / 3-4 года/ И.А.Помораева, В.А. Позина / МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2017 Формирование элементарных математических представлений / 5-6 лет/ И.А.Помораева, В.А. Позина / МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2017 Формирование элементарных математических представлений / 6-7лет/ И.А.Помораева, В.А. Позина / МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2016 Ознакомление с природой в детском саду /2-3 года/ О.А.Соломенникова /МОЗАИКАСИНТЕЗ / 2017 Ознакомление с природой в детском саду /3-4 года/ О.А.Соломенникова /МОЗАИКАСИНТЕЗ / 2017 Ознакомление с природой в детском саду /5-6 лет/ О.А.Соломенникова /МОЗАИКАСИНТЕЗ / 2017 Ознакомление с природой в детском саду /6-7лет/ О.А.Соломенникова /МОЗАИКАСИНТЕЗ / 2017 Проектная деятельность дошкольников /5-7 лет/ Н.Е.Веракса/ МОЗАИКА-СИНТЕЗ/2016 Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. /Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014, Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ: конспекты занятий в разных возрастных группах /Н.В.Нищева, Мартынова, Тугущева, Чистякова/ Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. / Л.Ю.Павлова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 Математика в детском саду (сценарии занятий) /все возраста/ В.П.Новикова/ МОЗАИКАСИНТЕЗ/ 2016 ОО«Речевое развитие» Перечень Развитие речи детей 3-5 лет / О.С.Ушакова-М: ТЦ «Сфера» 2019 технологий и Развитие речи детей 5-7 лет / О.С.Ушакова-М: ТЦ «Сфера» 2019 методических Знакомим детей с литературой детей 3-5 лет / О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш – М.: ТЦ «Сфера» пособий 2009 Знакомим детей с литературой детей 5-7 лет / О.С.Ушакова, Н.В. Гавриш – М.: ТЦ «Сфера» 2009 Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А.Сохин – М.: «Просвещение» 1976 Развитие творческого мышления (работаем по сказке) / 3-7 лет/ О.А.Шиян /МОЗАИКАСИНТЕЗ/ 2016 Фольклор и литература народов Дагестана: Хрестоматия для дошкольных учреждений / Р.Х.Гасанова, Ш.И.Мирзоев – Махачкала: «Лотос», 2005 Дагестанский фольклор детям: методические рекомендации. / Р.Х.Гасанова – Махачкала: «Лотос», 2005 «От звука к букве» / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2008 Раз – словечко, два – словечко. Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2013 Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2008 От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2014 Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2008 От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2013 Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6 лет. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2008 Я начинаю читать. Рабочая тетрадь для детей 6-8 лет. / Е.В.Колесникова – М.: ТЦ «Сфера» 2014 Перечень программ, технологий и методических пособий ОО «Художественно-эстетическое развитие» Ознакомление детей дошкольного возраста с народным искусством Дагестана. / М.М.Байрамбеков. Издательство «Лотос» Махачкала 2018. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. / И.А.Лыкова.- М.: издательский дом «Цветной мир» 2018г Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. / И.А.Лыкова.- М.: издательский дом «Цветной мир» 2018г Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. / И.А.Лыкова.- М.: Перечень технологий и методических пособий издательский дом «Цветной мир» 2018г Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. / И.А.Лыкова.- М.: издательский дом «Цветной мир» 2018г Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. / И.А.Лыкова.М.: издательский дом «Цветной мир» 2018г Изобразительная деятельность в детском саду /все возраста/Т.С.Комарова /МОЗАИКАСИНТЕЗ / 2016 Детское художественное творчество /2-7 лет/ Т.С.Комарова/ МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2016 Народное искусство детям / 3-7 лет / Т.С. Комарова/ МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2016 Развитие художественных способностей дошкольников/ 3-7 лет/ Т.С.Комарова/ МОЗАИКАСИНТЕЗ/ 2016 Конструирование из строительного материала /4-5 лет/ Л.В.Куцакова/ МОЗАИКАСИНТЕЗ/ 2016 Конструирование из строительного материала /5-6 лет/ Л.В.Куцакова/ МОЗАИКАСИНТЕЗ/ 2016 Музыкальное воспитание в детском саду /3-4года / М.Б.Зацепина, Г.Е. Жукова / МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2017 Музыкальное воспитание в детском саду /4-5 лет/ М.Б.Зацепина, Г.Е. Жукова / МОЗАИКАСИНТЕЗ/ 2017 Изобразительное искусство для дошкольников (натюрморт, пейзаж, портрет) /4-9 лет/ Е.В. Краснушкин/ МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2012 ОО «Физическое развитие» Физическая культура в детском саду (все группы) / Л.П.Пензулаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. Оздоровительная гимнастика (комплексы упражнений) / 3-7 лет/ Л.И.Пензулаева/ МОЗАИКАСИНТЕЗ/2016 Малоподвижные игры и игровые упражнения/ 3-7 лет/ М.М.Борисова/ МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2017 Примерные планы физкультурных занятий с детьми 6-7 лет / С.Ю. Федорова/ МОЗАИКАСИНТЕЗ/ 2017 Утренняя гимнастика в детском саду /2-3 года/ Т.Е.Харченко/ МОЗАИКА-СИНТЕЗ/ 2016 Программа «Кроха» /Н.П.Кочетова Учебный план МКДОУ д/с № 14 «Радуга» по основной общеобразовательной программе дошкольного образования на 2021-2022 учебный год № 1. 2. 3. 4. Количество занятий в неделю Базовая образовательная 2 средня старшая подготовительна область (основная) младшая я я «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой ОО «Познавательное развитие» Познавательное развитие. Формирование 1раз в 1 раз в 2 раз в 2 раз в неделю целостной картины мира, расширение неделю неделю неделю кругозора ФЭМП 1 раз в 1 раз в 2 раз в неделю «Математические неделю неделю ступени» Е.В. Колесникова ОО «Речевое развитие» Речевое развитие 1 1 1 1 Чтение художественной литературы ежеднев ежедне ежеднев ежедневно но вно но ОО «Физическое развитие» Физическое развитие 3 3 3 3 ОО «Художественно-эстетическое развитие» Музыкальное воспитание 2 2 2 2 Рисование 1 1 2 2 Лепка 1 раз в 2 1 раз в 2 1 раз в 2 1 раз в 2 недели недели недели недели Аппликация 5. 1 раз в 2 1 раз в 2 1 раз в 2 1 раз в 2 недели недели недели недели ОО «Социально-коммуникативное развитие» Социализация ОО реализуется в режимных моментах, самостоятельной (ребенок) и совместной Труд (педагог – ребенок) деятельности Безопасность Инвариантная часть (формируемая участниками образовательных отношений) 6. Количество занятий в неделю 2 средня старшая подготовительна младшая я я ОО «Речевое развитие» 1 раз в «От звука к букве» Е.В. Колесникова Программа по обучению элементам грамоты неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ИТОГОв неделю 9 11 13 14 Предельная плотность по СанПиН 11 12 15 17 Региональная образовательная программа дошкольного образования РД Познавательное развитие Художественноэстетическое развитие 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 2 раза в месяц 2 раза в месяц 2 раза в месяц Музыкальное воспитание Изо деятельность 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 1 раз в месяц 2 раза в месяц 2 раза в месяц 2 раза в месяц Физическое развитие 2 раза в месяц 2 раза в месяц Программные задачи реализуются в режимных моментах, самостоятельной (ребенок) и совместной (педагог – ребенок) деятельности 2. Совместная образовательная деятельность воспитателя и детей в режимных моментах Количество Формы образовательной деятельности в 2 средняя старшая подготовительная режимных моментах младшая группа группа 2.1. Общение Ситуации общения воспитателя с детьми 2.1.1. и ежедневн ежедневн ежедневно ежедневно накопления положительного социальноо о эмоционального опыта 2.1.2. Беседы и разговоры с детьми по их ежедневн ежедневн ежедневно ежедневно интересам о о 2.2. Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр 2.2.1. ежедневн ежедневно ежедневн ежедневно Индивидуальные игры с детьм (сюжетноо о ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) № 2.2.2. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, иградраматизация, строительноконструктивные игры) ежедневн о 3 раза в неделю 2 раза в неделю 2 раза в неделю 2.2.3. 2.2.4. 2.2.5. 2.3.1. 2.3.2. 2.4.1. 2.4.2. 2.4.3. 2.5.1. 2.5.2. 1 раз в 2 1 раз в 2 1 раз в 2 недели недели недели ежемесяч ежемесячн ежемесяч ежемесячно Досуг здоровья и подвижных игр но о но ежедневн ежедневн Подвижные игры ежедневно ежедневно о о 2.3. Познавательная и исследовательская деятельность Опыты, эксперименты, наблюдения (в 1 раз в 1 раза в 1 раза в 1 раза в том числе, экологической неделю неделю неделю неделю направленности) Наблюдения за природными ежедневн ежедневн ежедневно ежедневно объектами (на прогулке) о о 2.4. Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей 1раза 1 раза 1 раза 1раза Музыкально-театральная деятельность месяц месяц месяц месяц индивидуал индивидуал Творческая мастерская (рисование, индивидуальн ьно – ьно – лепка, художественный труд – о – ежедневно ежедневно ежедневно индивидуально – ежедневно коллективный и по индивидуальным коллективно – коллективно коллективно коллективно – 1 раз в неделю интересам воспитанников) 1 раз в неделю – 1 раз в – 1 раз в неделю неделю Чтение литературных произведений ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 2.5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд Самообслуживание ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Трудовые поручения (индивидуально и ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно подгруппами) Театрализованные игры ----- 2.5.3. 3.1.1. 3.1.2 3.1.3. 3.1.4. 3.1.5. 3.1.6. Трудовые поручения (общий и совместный труд) ----- 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 3. Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах Распределение времени в течение дня Режимные моменты младшие подготовительн средняя старшая группы ая Игры, общение, деятельность по интересам во время от 10 до 45 мин утреннего приема (7:30-8:15) Самостоятельные игры в 1-й половине дня (до ООД) 15 мин 10 мин 10 мин 10 мин от 1 часа От 60 мин Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность от 1 часа до От 60 мин до до до 1ч.40 на прогулке 1ч.30 мин. 1 ч. 40 мин 1ч 30 мин. мин. Самостоятельные игры, досуги, общение и деятельность по до 40 мин до 30 мин до 30 мин до 30 мин интересам во 2-й половине дня Подготовка к прогулке, самостоятельная деятельность на от 40 мин от 40 мин от 40 мин от 40 мин Прогулке (при приемлемых погодных условиях) от 15 мин до 50 от 15 мин от 15 мин до от 15 мин до 50 Игры перед уходом домой мин до 50 мин 50 мин мин